IV Молодежный Форум СМИ Северо-Запада "Медиа-старт" учит отличать правду от лжи. День I

15-16 апреля прошёл IV Молодежный форум СМИ Северо-Запада «Медиа-старт». Темой в 2016 году стали «фейки» (англ. „обман“) в журналистике. Спикеры, ведущие редакторы и журналисты Санкт-Петербурга рассказали о своем опыте работы и способах борьбы с ложными фактами в СМИ. Форум «Медиа-старт» представляет собой дискуссии, в результате которых обе стороны журналистского процесса — журналист и читатель — находят для себя полезные знания, задаются новыми вопросами и формируют свою собственную картину мира.

Журналистика меняется по форме и содержанию. Печатные СМИ сложнее отредактировать, т.к. требуется время для публикации новости. В электронных изданиях и видеоканалах новость мгновенно «разлетается» от пользователя к пользователю, нанося вред, если она недостоверна. Кроме того, в печатном издании необходимо опубликовать опровержение ложной информации, если таковая имела место быть. В интернете сложнее отследить источник информации, но быстрее опровергнуть или удалить её. Сергей Дементьев, гл. ред. «Петербургский дневник» рассказал о слабых местах «фейков», продемонстрировал реалистичные ролики, которые на самом деле были скрытой рекламой и закончил выступление тем, что журналисту нетрудно обмануть читателя. Вопрос же в том, как читателю не попасться на «удочку»: Сергей Дементьев выразил мнение, что читателям необходимо критическое мышление и посоветовал больше читать.
Молодежный форум СМИ Северо-Запада «Медиа-старт»-2016
Обман аудитории может быть разным. Заинтересованное лицо или просто непрофессиональный журналист, поленившийся проверить материал, распространяют в обществе недостоверные новости. Тем не менее, в каждом из случаев СМИ ответственно за предоставляемую информацию. Зачастую на вектор журналистских материалов влияет принадлежность СМИ к частному или государственному сектору. В первом случае СМИ всегда стремится работать по законам рынка, т.е. прибегает к фальсификации новостей с целью привлечения внимания и зарабатывания рейтингов. Рассказывать об этом не приходится — каждый видит рекламу повсюду: от ленты соц. сети до телевидения. Потому что все СМИ хотят зарабатывать. Популярность и цитируемость СМИ делает издание привлекательным для рекламодателей и позволяет получить большую прибыль. Если СМИ государственное, то в нём чаще встречается цензура, и в целом, государственные СМИ более ответственно относятся к транслируемым новостям.

Александр Горшков, гл. ред «Фонтанка. Ру»
Интересные вещи рассказал Александр Горшков, гл. ред «Фонтанка. Ру». Спикер классифицировал «фейки» по уровням: личностные и общественные. Он отметил, что в каждой редакции должна быть проверка фактов, которой занимается специальная группа сотрудников. Однако, в реалиях российской журналистики, в СМИ не хватает бюджета на содержание отдела. Поэтому финансовая поддержка СМИ тоже влияет на правдивость информации в СМИ. Что же делать начинающим редакциям? Ответ прост: «Молодежным СМИ тоже нужно самостоятельно докапываться до источника информации», — Александр Горшков. И, также важно уделять внимание и Закону о СМИ и этических нормах, которые регулируются внутри редакции.
Андрей Ершов, гл. ред. «Коммерсантъ»

Андрей Ершов, гл. ред. «Коммерсантъ»: «Сейчас „фейки“ получают развитие, т.к. определяют „сенсационность“ и рейтинги СМИ. Сложно бороться с „фейками“, когда они вписываются в картину миры читателя», 
которая формируется в зависимости от внешнего окружения. Тем не менее, перспективы журналистики, по мнению Андрея Ершова, обнадеживают:

«Не верю, что все СМИ уйдут в „фейковые“ новости. Серьезные СМИ дорожат своей репутацией, ведь это риск потери читателя и, следовательно, разорения»
Как отметил Евгений Кульков, гл. ред «Комсомольской Правды», коммерческого издания:
«Всегда есть грань, которую нельзя переходить».
Также в рамках форума «Медиа-Старт» состоялись конкурсы фотографий, видеороликов и журналистских статей, и жюри отметили лучшие молодежные СМИ. Работы участников были продемонстрированы на тематических выставках и показаны зрителям на Форуме «Медиа-старт».

Комментарии