Интернет-завоеватель VS печатная пресса

Любая информация трансформируется неимоверно быстро в современном мире: мгновенно меняется, дополняется, меняет свою скорость распространения и находит новые носители – цифровые. Как считал Михаил Бахтин, новый жанр не заменяет старые, а дополняет их, обозначая их границы. И если электронные книги, журналы становятся популярнее, то возникает вопрос, что будет с «бумажной» журналистикой? На этот и другие вопросы постарался ответить гл. редактор журнала GQ Russia Михаил Идов 19 апреля на творческой встрече.
Михаил Идов, гл. ред. журнала GQ Russia 

Для того, чтобы взвесить обоснованность мнения Михаила Идова, важно ознакомиться с его карьерным путём. Уже 25 лет Михаил занимается журналистикой. На творческой встрече он признался, и по его словам – впервые публично – в том, что переживает кризис. Ведь последние два года он не мог найти ответ на вопрос «зачем мы пишем на бумаге?». Размышления на эту тему привели к конкретным выводам. Красивые фото-истории и длинные статьи на данный момент лишь на бумаге выглядят привлекательно. В этом особенность печатных изданий – они могут передать красоту и привлечь внимание читателя к серьёзным и большим статьям, бумажные страницы намного качественнее электронных носителей передают атмосферу фотографий.

И тем не менее, не зря планшеты и интернет так популярны сегодня. Для чего удобен планшет и пр.? Они прекрасны для небольших и фрагментарных материалов. Некоторый парадокс заключается в том, что не смотря на это, в интернет-версиях журнала зачастую публикуются более длинные варианты статей – то, что не вошло в журнал. Потому что в этом плане виртуальное пространство предоставляет в прямом смысле больше места для материала. Читать это может и не всегда интересно и удобно, но техническая возможность есть.


Следующий момент в борьбе печатной и виртуальной журналистики происходит на этапе поиска финансирования издания. Проще говоря, откуда журнал берёт деньги на своё существование? Есть на выбор два варианта. Первый – это реклама. Что может реклама дать журналу и каковы её возможности?

В печатном издании реклама приносит достаточно большой доход. Со стороны рекламодателей размещение рекламы в печатной прессе даёт и ощущение контроля. Есть возможность не размещать рекламу рядом с негативно окрашенным материалом. Для наглядности: реклама автомобиля будет выглядеть непривлекательно, если рядом будет размещаться статья о том, как корову сбили на дороге, и фермер потерял свою любимицу, приносившую ему пол дохода. У читателя возникает неосознанная параллель между неприятными эмоциями от статьи с рекламой, находящейся рядом. В журнале такое «соседство» контролируется.

В электронном издании реклама размещается на определённом месте сайта, и то, что находится рядом, какие комментарии пишут пользователи сайта проконтролировать невозможно. И есть риск, что кто-то негативно выскажется о рекламном баннере в отзыве к заметке, а этого риска рекламодатель хочет избежать.

По словам Михаила Идова, около 2004 года реклама в интернете стала набирать обороты, и издатели не зная её цены, стали продавать её дёшево, по современным меркам. Таким образом, реклама в интернете приносит лишь 2-3 % прибыли.

Михаил Идов имеет опыт работы в двух странах: Россия и США. Поэтому на встрече он периодически сравнивал подход к журналистике в двух государствах. В США, по словам Михаила, широко развита подписка, которая открывает новые возможности для экспериментов. Ведь если на обложку поместить определённую личность, выбрать сенсационную тему, то 500 тысяч жителей автоматически получат американский номер GQ. В нашей стране такая система не очень развита, поэтому думать о чувствах и интересах читателей журналам приходится тщательней. Плюс это или недостаток – спорный вопрос.


http://drugoi.livejournal.com/3708220.html?thread=494095932

Второй путь получения финансов на издание своего журнала – это меценатство. Исторически сложилось, что 100 лет назад именно эта модель была развита в журналистике. Журналисты писали из чувства долга, а инвесторы таким образом приобретали влияние. «Я считаю, что это будущее журналистики»  Михаил Идов. Так же он добавил, что в современной реальности «журналистика не приносит большой прибыли ни на «уличном уровне» (имея ввиду авторов материалов – прим. ред), ни на меценатском. Но это не значит, что журналистикой не нужно заниматься».

Так же существует и государственная поддержка журнального бизнеса.

Стараясь предвидеть и спрогнозировать будущее журналистики, Михаил Идов дал совет. По его мнению, рекламная модель не продуктивна, а затраты на печатное издание достаточно велики, ведь в интернете на своё издание осуществляется меньше затрат. «Это не значит, что не будет красивых журналов»  высказался в оправдание электронной прессы М.И.

И в то же время, не смотря на очевидные недостатки и достоинства, «самое катастрофичное – это не замечать изменений»  считает Михаил.

Успешная реклама – это...

Журналистика как информационный поиск и писательское творчество органично вписывается и в рекламный мир. Не только «заказные» материалы имеют место быть, просто зачастую журналисты уходят работать в рекламу. Не смотря на четверть века в журналистском кресле, Михаил Идов так ответил на вопрос о своём желании работать в сфере рекламы: «Копирайтинг мало отличается от составления заголовков» – размышляет он над вопросом – «Было бы интересно, наверное, но пока не было такой возможности». А самая лучшая реклама, на его профессиональный журналистский взгляд – на стыке редакционных материалов и рекламных. 



Для создания хорошей рекламы важно разрушить «невидимую стену» между журналистом и рекламистом. Проще говоря, если нужно сделать рекламу, возможно, стоит пойти не только в рекламное агентство, но и обратиться к знакомому писателю, попробовать взглянуть на рекламу с точки зрения сценариста и пр. С научной точки зрения такой подход присущ современным «интегрированным коммуникациям». Ведь по специальности Михаил – сценарист. Однако, полученное мастерство скоро найдёт своё применение в двух проектах, которые сейчас планирует гл. ред. GQ Russia.

Будущее прессы

С точки зрения доверия к бумажным изданиям или электронным, то они равны. Главное для издания – не бояться идти против общественного мнения, высказывая свой взгляд на происходящее. Основное ДНК GQ – это самодостаточность и осознанность выбора. «Выбор политической позиции и кроя пиджака, по сути, равноценны, если вы не понимаете, почему делаете этот выбор. Наша задача – показать читателям множество выбора и научить его самостоятельности» – рассказал Михаил о ценностях своего журнала GQ Russia.

А о том, как отнесутся читатели к переменам, Михаил Идов сказал так: «В любой момент, если бы мы отказались от печати на бумаге, все люди буквально в течение недели перестроились бы. Даже 80-летние бабушки и дедушки без труда нашли бы свой любимый журнал в сети».

Здесь я постаралась объективно оценить возможности печатных и интернет-СМИ

Но у меня возникает вопрос: почему тогда GQ Russia не отказывается от печатного варианта? Наверное, потому что в силу того, что бумажное издание выглядит привлекательнее, элитнее, приятнее, то пока есть возможность печатать слово на бумаге – правильней всего делать так. Ведь, «что написано пером, то не вырубишь топором».

У печатного журнала и электронного есть индивидуальные преимущества и слабые стороны. И этот спор разрешит дух нового времени, которое формирует общество. И как знать, к каким ценностям мы придём или вернёмся.

P.S. А пока этот материал создавался на просторах моего блога, появилась информация о том, что Михаила Идова снимают с поста ген. ред. GQ Russia. Теперь он отправится в самостоятельное творческое плавание в своих сценарных проектах.

Комментарии