Любая информация трансформируется неимоверно быстро в современном мире: мгновенно меняется, дополняется, меняет свою скорость распространения и находит новые носители – цифровые. Как считал Михаил Бахтин, новый жанр не заменяет старые, а дополняет их, обозначая их границы. И если электронные книги, журналы становятся популярнее, то возникает вопрос, что будет с «бумажной» журналистикой? На этот и другие вопросы постарался ответить гл. редактор журнала GQ Russia Михаил Идов 19 апреля на творческой встрече.
Михаил Идов, гл. ред. журнала GQ Russia |
Для того, чтобы взвесить обоснованность мнения Михаила Идова, важно ознакомиться с его карьерным путём. Уже 25 лет Михаил занимается журналистикой. На творческой встрече он признался, и по его словам – впервые публично – в том, что переживает кризис. Ведь последние два года он не мог найти ответ на вопрос «зачем мы пишем на бумаге?». Размышления на эту тему привели к конкретным выводам. Красивые фото-истории и длинные статьи на данный момент лишь на бумаге выглядят привлекательно. В этом особенность печатных изданий – они могут передать красоту и привлечь внимание читателя к серьёзным и большим статьям, бумажные страницы намного качественнее электронных носителей передают атмосферу фотографий.
И тем не менее, не зря планшеты и интернет так популярны сегодня. Для чего удобен планшет и пр.? Они прекрасны для небольших и фрагментарных материалов. Некоторый парадокс заключается в том, что не смотря на это, в интернет-версиях журнала зачастую публикуются более длинные варианты статей – то, что не вошло в журнал. Потому что в этом плане виртуальное пространство предоставляет в прямом смысле больше места для материала. Читать это может и не всегда интересно и удобно, но техническая возможность есть.
Следующий момент в борьбе печатной и виртуальной журналистики происходит на этапе поиска финансирования издания. Проще говоря, откуда журнал берёт деньги на своё существование? Есть на выбор два варианта. Первый – это реклама. Что может реклама дать журналу и каковы её возможности?
В печатном издании реклама приносит достаточно большой доход. Со стороны рекламодателей размещение рекламы в печатной прессе даёт и ощущение контроля. Есть возможность не размещать рекламу рядом с негативно окрашенным материалом. Для наглядности: реклама автомобиля будет выглядеть непривлекательно, если рядом будет размещаться статья о том, как корову сбили на дороге, и фермер потерял свою любимицу, приносившую ему пол дохода. У читателя возникает неосознанная параллель между неприятными эмоциями от статьи с рекламой, находящейся рядом. В журнале такое «соседство» контролируется.
В электронном издании реклама размещается на определённом месте сайта, и то, что находится рядом, какие комментарии пишут пользователи сайта проконтролировать невозможно. И есть риск, что кто-то негативно выскажется о рекламном баннере в отзыве к заметке, а этого риска рекламодатель хочет избежать.
По словам Михаила Идова, около 2004 года реклама в интернете стала набирать обороты, и издатели не зная её цены, стали продавать её дёшево, по современным меркам. Таким образом, реклама в интернете приносит лишь 2-3 % прибыли.
Михаил Идов имеет опыт работы в двух странах: Россия и США. Поэтому на встрече он периодически сравнивал подход к журналистике в двух государствах. В США, по словам Михаила, широко развита подписка, которая открывает новые возможности для экспериментов. Ведь если на обложку поместить определённую личность, выбрать сенсационную тему, то 500 тысяч жителей автоматически получат американский номер GQ. В нашей стране такая система не очень развита, поэтому думать о чувствах и интересах читателей журналам приходится тщательней. Плюс это или недостаток – спорный вопрос.
Второй путь получения финансов на издание своего журнала – это меценатство. Исторически сложилось, что 100 лет назад именно эта модель была развита в журналистике. Журналисты писали из чувства долга, а инвесторы таким образом приобретали влияние. «Я считаю, что это будущее журналистики» – Михаил Идов. Так же он добавил, что в современной реальности «журналистика не приносит большой прибыли ни на «уличном уровне» (имея ввиду авторов материалов – прим. ред), ни на меценатском. Но это не значит, что журналистикой не нужно заниматься».
Так же существует и государственная поддержка журнального бизнеса.
Стараясь предвидеть и спрогнозировать будущее журналистики, Михаил Идов дал совет. По его мнению, рекламная модель не продуктивна, а затраты на печатное издание достаточно велики, ведь в интернете на своё издание осуществляется меньше затрат. «Это не значит, что не будет красивых журналов» – высказался в оправдание электронной прессы М.И.
И в то же время, не смотря на очевидные недостатки и достоинства, «самое катастрофичное – это не замечать изменений» – считает Михаил.
Успешная реклама – это...
Журналистика как информационный поиск и писательское творчество органично вписывается и в рекламный мир. Не только «заказные» материалы имеют место быть, просто зачастую журналисты уходят работать в рекламу. Не смотря на четверть века в журналистском кресле, Михаил Идов так ответил на вопрос о своём желании работать в сфере рекламы: «Копирайтинг мало отличается от составления заголовков» – размышляет он над вопросом – «Было бы интересно, наверное, но пока не было такой возможности». А самая лучшая реклама, на его профессиональный журналистский взгляд – на стыке редакционных материалов и рекламных.
Для создания хорошей рекламы важно разрушить «невидимую стену» между журналистом и рекламистом. Проще говоря, если нужно сделать рекламу, возможно, стоит пойти не только в рекламное агентство, но и обратиться к знакомому писателю, попробовать взглянуть на рекламу с точки зрения сценариста и пр. С научной точки зрения такой подход присущ современным «интегрированным коммуникациям». Ведь по специальности Михаил – сценарист. Однако, полученное мастерство скоро найдёт своё применение в двух проектах, которые сейчас планирует гл. ред. GQ Russia.
Будущее прессы
С точки зрения доверия к бумажным изданиям или электронным, то они равны. Главное для издания – не бояться идти против общественного мнения, высказывая свой взгляд на происходящее. Основное ДНК GQ – это самодостаточность и осознанность выбора. «Выбор политической позиции и кроя пиджака, по сути, равноценны, если вы не понимаете, почему делаете этот выбор. Наша задача – показать читателям множество выбора и научить его самостоятельности» – рассказал Михаил о ценностях своего журнала GQ Russia.
А о том, как отнесутся читатели к переменам, Михаил Идов сказал так: «В любой момент, если бы мы отказались от печати на бумаге, все люди буквально в течение недели перестроились бы. Даже 80-летние бабушки и дедушки без труда нашли бы свой любимый журнал в сети».
Здесь я постаралась объективно оценить возможности печатных и интернет-СМИ |
Но у меня возникает вопрос: почему тогда GQ Russia не отказывается от печатного варианта? Наверное, потому что в силу того, что бумажное издание выглядит привлекательнее, элитнее, приятнее, то пока есть возможность печатать слово на бумаге – правильней всего делать так. Ведь, «что написано пером, то не вырубишь топором».
У печатного журнала и электронного есть индивидуальные преимущества и слабые стороны. И этот спор разрешит дух нового времени, которое формирует общество. И как знать, к каким ценностям мы придём или вернёмся.
P.S. А пока этот материал создавался на просторах моего блога, появилась информация о том, что Михаила Идова снимают с поста ген. ред. GQ Russia. Теперь он отправится в самостоятельное творческое плавание в своих сценарных проектах.
Комментарии
Отправить комментарий