«Медиа-старт» в арт-индустрии

25-26 апреля состоялся VI Международный молодёжный форум СМИ «Медиа-старт» на тему «медиа в арт-индустрии». Известные главные редакторы, специалисты в области медиа и телеведущие поделились своими мнениями о том, какую роль журналистика играет в освещении и формировании культуры, рассказали о проблемах, сложностях и тенденциях в профессии.


В первый день на форуме «Медиа-старт» выступили профессиональные журналисты и деятели культуры. После торжественного открытия и приветственного слова А.Е. Рудина, первого проректора СПбГУПТД и гл. организатора мероприятия Екатерины Туголуковой началась серия мастер-классов.
Андрей Шамрай, председатель петербургского отделения «МедиаСоюз» выступил с темой об изменениях в журналистике, и что в ней остаётся неизменным.
«Наблюдая, как развивается наша журналистика, скажу, что развивается она стремительно» — отметил спикер. В 2000-е года медиа-сфера стала меняться: стали появляться крупные Издательские дома, ТВ-каналы и печатные СМИ. Появился рынок информационных услуг и, соответственно, рабочие места для профессиональных журналистов и медиа-менеджеров. По его личным оценкам, сейчас «бум в интернете пошёл на спад». Что же остаётся неизменным в современной прессе?
«Постоянно то, что люди создают информацию, которую продают, не меняется и заинтересованность журналистов в некоем самовыражении. Иначе в профессии нечего делать. Важно быть в гуще событий, разбираться в них, получать удовольствие от того, что ваша точка зрения интересна аудитории и вы находитесь с ней в постоянном внутреннем диалоге, даже если вас поддерживает лишь малая часть читателей» — рассказал Андрей Шамрай. — Также остается неизменным необходимость быть ответственным перед собой и читателями за предоставляемую информацию.
Он отметил, что из новых тенденций в журналистике стал интернет, который позволяет получить возможность лёгкого входа в медиа-рынок. Например, в традиционных СМИ всегда присутствует чётко выраженный редакционный процесс. И работа в коллективе редакции снижает ответственность каждого отдельного автора за материал, по сравнению с блогерами в Сети. Более того, печатная журналистика и блогосфера — это разные процессы. Однако, любой блогер, чтобы стать профессионалом, должен поучаствовать в редакционном процессе. Пусть даже фрилансером — это позволит автору научиться многому у тех, кто имеет более высокий профессиональный уровень.
О взаимодействии печатных изданий и соц. сетей рассказал Кирилл Смирнов, гл. редактор газеты «Петербургский дневник»:
«Чтобы узнать о событии, СМИ не нужны, но они необходимы для раскрытия сути событий, освещения их смысла».
К принципам работы газеты «Петербургский дневник» относятся эксклюзивность статей, коллаборации с брендами, запуск специальных проектов, обратная связь с читателями, а также эксперименты со способами подачи информации и форматами. Некоторые материалы публикуются только в газете, а отдельные, и преимущественно развлекательные, статьи размещаются только в социальных сетях, отметил Кирилл Смирнов.

Кирилл Смирнов, гл. редактор газеты «Петербургский дневник»
Такой подход позволяет привлечь нужную аудиторию и к печатной, и электронной продукции газеты, но в то же время игра с набором статей формирует разную картину мира. Если вы читаете официальную группу издания в соц. сети, новости будут менее серьезными, ведь в интернет заходят чаще для проведения досуга. А вот если вас интересуют серьезные новости и повестка дня — лучше приобрести печатную газету.
По мнению спикера, между блогосферой и традиционными СМИ нет конкуренции, т.к. это разные направления, но в каждом случае нужно быть ответственным за информацию. 
Об освещении культурных событий в старейшей газете города рассказал Борис Грумбков, ген. директор газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Он поделился, что все СМИ конкурируют за внимание читателя, в том числе с экранов смартфонов идет массовая атака, а ведь внимание не резиновое. «Поэтому в газете мы пишем только о самых интересных событиях, достойных освещения. Остальные из них могут быть освещены в блогах и соц. сетях» — Борис Грумбков.

Борис Грумбков, ген. директор газеты «Санкт-Петербургские ведомости»
«Чтобы работа над именем была удачной, не надо попадаться в ловушку, которую навязывают агрессивные интернет-СМИ: журналистика не фактов, а мнений, когда авторы подбирают информацию под свою точку зрения, вместо последовательного изложения достоверных фактов» — рекомендовал спикер. И напомнил о необходимости уместно одеваться, ведь встречают по одежке. Особенно это актуально для журналистов в культурной сфере.
При размещении анонсов в соц. сетях эффективно соблюдать «правило 10 секунд». Не нужно тратить время читателя, и писать о «крутизне» артиста, лучше сразу обозначить чётко: что, где, когда. «В этом отношении у печатной прессы сохраняется роскошь контакта с читателем, который в среднем читает газету 45 минут» — Борис Грумбков.
О проблеме смешения понятий PR, маркетинга, пропаганды и журналистики рассказал Михаил Фурман, гл. ред. журнала «Пульс». Из-за неверного использования терминов они теряют свой смысл. Рассуждая о тенденциях в журналистике, спикер отметил, что сегодня чаще преобладают эмоциональные, но не профессиональные суждения, и что важен баланс между разумом и чувствами.

Митя Харшак, дизайнер и гл. редактор журнала «Проектор»
Противоположную точку зрения высказал Олег Третьяков, издатель информационного портала «Мойка 78».
В этом СМИ не порицают некоторого искажения информации в целях привлечения внимания аудитории и повышения «кликабельности» новостей. Совет будет полезен PR-специалистам. Например, на портале часто меняют заголовки к материалам, если статья не привлекает нужного внимания аудитории. Заголовок «Макрон бросил жену у фонтанов» получился спустя несколько попыток, и некоторая скандальная нота в названии помогла повысить трафик сайта. 
О работе в туристических изданиях говорил Сергей Кормилицын, журналист и историк. Он порекомендовал избегать штампов, не писать слишком подробно, но скучно или наоборот, слишком скупо освещать туристические достопримечательности. Главный совет — писать статьи, как письмо доброму другу.
Можно ли писать об искусстве, не имея профильного образования? На эту тему выступил Александр Малич, журналист, телеведущий канала «78», продюсер. — Наверное, можно, ведь режиссёром может стать каждый, кто не доказал обратного — начал спикер и поделился личным опытом.
Однажды нового журналиста отправили на концерт в филармонию, и после он написал статью, в которой упоминал, что скрипач порвал несколько струн. «Я удивился, начал выяснять, как такое случилось, ведь порванные струны — это сорванный концерт. И оказалось, что это были не струны, а волосы на смычке» — рассказал спикер. — Сейчас проблема в непроходимом дилетантизме — откровенно поделился Александр Малич и отметил, что образование можно получать не только в вузе, но и читая литературу, посещая лекции экспертов и т.п.

Александр Малич, журналист, телеведущий канала «78», продюсер
Программа мероприятия была насыщенной, и спикерами также выступили Андрей Константинов, ген. директор «АЖУР», который отметил кризис в журналистике; Сергей Ильченко, д.ф.н., доцент кафедры телерадиожурналистики СПбГУ с темой «Скандал как формат функционирования СМИ», Евгений Гудов, ген. директор ООО «АРТ-Технологии» и автор выставок в «Люмьер-Холл»; Алексей Сергиенко, йог, художник и бизнесмен («Музей эмоций» и др. проекты), а также Дмитрий Ерошкин, дир. по маркетингу «Российского творческого Союза работников культуры», Наталья Афонасьева, гл. ред. Peterburg2.ru, Елена Федотова, ред. спецпроектов «КоммерсантЪ» в Петербурге с темой о модной индустрии в России, Митя Харшак, дизайнер и гл. редактор журнала «Проектор», который рассказал о юбилейном X выпуске издания, Диана Синицына, программный директор Love Radio, Виталий Акимов, основатель журнала «365 Strangers».
В круглом столе на тему «Поклонение хайпу или можно ли стать известным без скандала» (хайп — англ. «шумиха») в роли ведущего выступил Константин Шолмов, а участие приняли Алексей Итин, гл. ред. «Мегабайт медиа», Анна Лаптева, PR-специалист журнала «Машины и механизмы», Алёна Зинкевич от ОМОО «Мир», Хельга Моренко, гл. ред. журнала Monoke и Татьяна Швец, переводчик и лингвокоуч.

Участники круглого стола
По итогам круглого стола большинство представителей СМИ пришли к выводу, что стать известным без скандала возможно. Победители конкурсов молодёжных СМИ, фотографий «Город 812» и буктрейлеров, кроме призов от партнёров мероприятия, получили приглашение на речную прогулку по нашему городу, что стало красивым завершением первого дня форума. 
На следующий день, 26 мая прошла Международная научно-практическая конференция «Новые медиа для современной молодёжи», а также были подведены итоги мероприятия. 
Выступления спикеров на острые и актуальные темы были полезны и начинающим журналистами, и наверняка тем, кто уже начал вести свой блог или стал штатным корреспондентом печатного издания. Журналистика в культуре сложна тем, что и сама культура является тонкой материей. Не смотря на новые форматы и тренды, по-прежнему необходимо быть ответственным за информацию и не пренебрегать фактами. Да и без скандала можно обойтись — если писать интересно, честно и на актуальные темы.
Фотоотчёт и имена победителей конкурсов Международного молодёжного форума СМИ «Медиа-старт» здесь: vk.com/mediastartspb.

Комментарии