VII форум СМИ «Медиа-старт»: новые тренды в медиа

5 апреля состоялся VII Международный молодёжный форум СМИ «Медиа-старт» 2019 в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна. Темой этого года стали тренды в сфере медиа. Главные редакторы, профессиональные журналисты, авторы блогов и образовательных проектов обсудили долговечность понятия хайпа, рассказали о самых актуальных тенденциях медиа-рынка и о том, как бороться с недостоверными новостями. А в конкурсе молодёжных СМИ была введена номинация «Авторский блог».

На торжественном открытии с приветственным словом выступил президент СПбГУПТД В. Е. Романов, директор Городского студенческого пресс-центра Е. Н. Туголукова и председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ В. В. Рябовол.
Владимир Гронский, Александр Потехин, Борис Грумбков, Анжелика Гурская,
Андрей Шамрай, Олег Третьяков и модератор Наталья Романова

Открыл программу «Медиа-старта» круглый стол, на котором участники живо спорили друг с другом на тему «Нетрадиционный хайп в традиционных СМИ» (hype — англ. «навязчивая реклама»). Александр Потехин, директор информагентства «ТАСС-Санкт-Петербург» предложил проверить через год, будет ли существовать понятие «хайп». Рассуждая об изменениях рынка СМИ, он напомнил слушателям, что в марте 2019 года на главном журналистком конкурсе Санкт-Петербурга «Золотое перо» награду получил Telegram-канал «Ротонда», не зарегистрированное, но всё равно читаемое СМИ. А в завершение выступления он отметил негативные тренды информационного рынка — это информационный фаст-фуд (fast food — англ., «быстрое поглощение»), например, Яндекс.Дзен и тому подобные проекты, фейковые новости (fake — англ. «ложный») и пост-правда.
Участники  Международного молодёжного форума СМИ "Медиа-старт"

Андрей Шамрай, председатель регионального Медиасоюза РФ поделился историей, как впервые услышал слово «хайп» в 1994 году, когда придумывал рекламу для финского мюзикла под названием «Хайп» о яркой жизни молодёжи. И вновь слово стало популярным полтора года назад. Он отметил, что в этике язык — это не просто средство общения, а образ жизни, существования, фактически это — мировоззрение.
«Используется „хайп“ на каждом углу, и каждый считает, что слово означает нечто особое. Это ярчайший пример того, что у нас, во-первых, потрясающе развиты средства коммуникации — мессенджеры, интернет и традиционные СМИ, — во-вторых, возникает кризис коммуникации, когда в одно слово мы вкладываем разное содержание и тем самым теряем управляемость своего языка» — Андрей Шамрай.
Если не будет традиционных печатных изданий, то не с чем будет сравнивать новые виды СМИ.
«Хайп, в каком-то смысле — это хорошо, новые медиа — хорошо, Интернет — неплохо, мессендженры — тоже нормально. Тем не менее, когда нужно будет понять, что же такое классическая журналистика, то вы всегда знаете, что есть газета „Санкт-Петербургские ведомости“ и не только, где вы сможете увидеть классические журналистские материалы и работу редактора, редколлегии и тот особый подход к материалам, подачу и проверку фактов, которые вызывают доверие читателей и авторитет издания» — выступил Андрей Грумбков, ген. директор ИД «Санкт-Петербургские ведомости».
Появляются Telegram-каналы, сообщества и прочие медиа, которые мы воспринимаем как СМИ. По мнению Владимира Гронского, директора Государственного мемориального музея А. В. Суворова, все новые виды СМИ также можно разделить на «качественную» и «жёлтую» журналистику.
И если с молодёжными и онлайн-изданиями в плане развития всё достаточно просто — найти информацию, проверить на достоверность и раскрутить как можно больше, создавая так называемый «хайп», то в некоторых изданиях излишний PR невозможен. Так, официальный печатный орган правительства РФ представила Анжелика Гурская, директор Санкт-Петербургского филиала «Российской газеты». В издании освещаются новости, касающиеся правительственных решений. Однако, случаются ошибки, которые вызывают неожиданно большой отклик аудитории. Например, небывалый всплеск внимания газета получила, когда в интервью от октября 2018 г. губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко назвал петербургскую «шаверму» по-московски «шаурмой».
«Как вы понимаете, страшнее проступка в Санкт-Петербурге нет. За три дня Российскую газету в контексте этого интервью федеральные и региональные СМИ упомянули более 350-ти раз. Шикарный результат!» — рассказала Анжелика Гурская.
Тем не менее, само интервью и труд команды журналистов оказался незамеченным.
Алексей Дементьев (справа)

А самые популярные статьи «Российской газеты» привёл ген. директор «Агентства Бизнес Новостей» Алексей Дементьев, которые ещё во время речи коллеги нашёл в интернете. Как оказалось, набольший интерес у читателей вызвали не статьи про новые законы, а про кровяное давление, смартфоны и российские супы.
Сейчас каждый пользователь соцсети тоже становится автором новостей. Олег Третьяков, гл. редактор, ген. директор информационных порталов «Мойка 78» и Nevasport.ru отметил, что другие СМИ просматривают записи пользователей в поиске инфоповода и запись на странце ВКонтакте может стать темой крупного издания или телеканала.
Форум продолжился выступлениями спикеров. О продвижении медиапродукта рассказала директор издательства «Time Out Петербург» и автор проекта «ТОЛК» (англ. talk — «разговор») Дарья Федькова.
Валентин Сидорин, зам. ген. директора Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, член правления Союза журналистов выступил с темой «Сам себе журналист». Он сразу отметил, что пока шёл к сцене через зал, процентов 70 аудитории находятся «не здесь», а в смартфонах и мобильных устройствах. И предложил задуматься об этом парадоксе. Ведь повестка дня влияет на общее развитие культуры, социальной и политической жизни. «Очень часто у нас возникают информационные поводы, которые не реальны, происходят в виртуальном мире. Сообщение, выброшенное в Интернет, дальше живёт своей жизнью» — Валентин Сидорин призвал молодых журналистов лично посещать места событий и мероприятия, чтобы собрать информацию. По его словам, даже опытные журналисты всё чаще просто открывают Интернет, в котором велика опасность повторить чужие фактические ошибки.
«Ленивый журналист — это беда и для самого автора, и для его читателей» — отметил спикер.
Арсений Ашомко

Арсений Ашомко, директор по развитию медиапродуктов «ВКонтакте» рассказал об адаптации соцсети к медиатрендам. Он считает, что в будущем все соцсети будут похожи между собой, потому что всегда проще повторить чужой успех, чем создавать что-то принципиально новое. Сегодня у многих соцсетей различается только логотип, фирменные цвета и целевая аудитория, но все они предлагают похожие опции. В цифровой среде адаптироваться нужно постоянно. Поэтому Арсений выделяет три заповеди развития:
1) Не стоять на месте, упиваясь успехом;
2) Смотреть по сторонам, размышлять;
3) Гипотеза — эксперименты — выводы, и снова...
Одним из самых необычных стал опыт блогера Татьяны Рыбаковой, автора книги «Как я похудела на 55 кг». Татьяна не продумывала тематику или концепцию блога. Её искренняя и вдохновляющая история о похудении (девушка весила более 100 кг в 14 лет) стала основной для успешного и востребованного проекта о здоровом образе жизни.
Опытом взаимодействия пресс-службы с блогерами поделился Эдуард Аркин, PR-менеджер филиала «Мегафон» в СЗФО. Спикер посоветовал для расширения зоны влияния компании обращаться к местным «агентам влияния» — блогерам, журналистам, лидерам мнений в небольших городах, чтобы наладить контакт с региональной аудиторией.
Гл. редактор паблика «Лентач» Тарас Сычёв рассказал об истории и популярных сегодня мемах, определив их как «информацию, спонтанно приобрётшую популярность в Интернете». Также на форуме выступил Даниил Костинский, продюсер и директор «Пожирателей рекламы» в России, представив зрителям несколько рекламных видеороликов. А руководитель и основатель коммуникационного агентства VSETUT Александр Снитовский подробно поделился механикой проведения конкурсов в Instagram.
В то же время прошла III Международная научно-практическая конференция «Новые медиа для современной молодёжи». Авторы научных статей на эту тему представили свои доклады.
Участники III Международной научно-практической конференции
"Новые медиа для современной молодёжи"

На втором круглом столе на тему «Новые тренды в молодёжных СМИ» приняли участие Евгений Леонович, гл. редактор и основатель портала «Субкультура», Егор Королёв, обозреватель журнала «Журналист», Анастасия Головко и Мария Киндиренко, создатели проекта «Родина в натуре», Сафи Афанасьева, гл. редактор проекта «КЛАССно» и Андрей Серафимов, гл. редактор студенческого интернет-издания «Аксиома» и Анастасия Соколова, руководитель МИА «Мир». Модератором выступил Сергей Ярошецкий, издатель журнала «Адреса Петербурга».
Спикеры говорили об опыте создания молодёжных СМИ и на что обратить внимание в развитии своего медиа в современных условиях. Подводя итоги, участники пришли к выводу, что не так важен онлайн или печатный формат, хотя набирают популярность онлайн-СМИ — главное, отвечает ли издание запросам аудитории и насколько в нём качественные материалы.
Анастасия Соколова, Евгений Леонович, Егор Королёв, Сафи Афанасьева, Мария Киндиренко и Анастасия Головко

На протяжении всего дня многие участники отмечали, что недостоверная информация влечёт за собой непредсказуемые последствия. И журналист несёт ответственность за публикации, и читатель должен проявлять бдительность. В Интернете риск распространения недостоверных новостей выше, потому что в печатных, и особенно — в крупных, изданиях строже правила допечатной подготовки материалов. В соцсетях пользователи сами становятся авторами новостей, распространяя информацию среди пользовательского сообщества, а иногда подсказывая повестку дня региональным и федеральным СМИ. В этой связи читатель становится автором новостей, а потому должен ответственно относиться к этой роли, наравне с журналистами.
Насыщенная и увлекательная программа VII Международного молодёжного форума СМИ «Медиа-старт» завершилась подведением итогов конкурса молодёжных СМИ и фотоконкурса. Подробнее о финалистах здесь.

Комментарии